Либерберг-Гольдштейн Надежда Абрамовна, 1900, урожен. п. Вороновица Подольской губ., еврейка. Место жительства: Биробиджан. Перед арестом проживала в Киеве. Арест. 00.00.1937 НКВД УССР. Осужд. 27.12.1937 Особым совещанием при НКВД СССР как ЧСИР (член семьи изменника Родины - жена Либерберга И.И.) на 8 лет ИТЛ. Прибыла в Акмолинское ЛО 09.04.1938 г. из Киева. Освобождена 06.10.1945 по истечении срока наказания.
Либерберг Надежда и Иосиф
Внучка первого руководителя ЕАО Иосифа Либерберга рассказывает о своей семье.
Волна страшного насилия, пронесшегося над нашей страной в 1937-1938 годах, раздавила и уничтожила множество неугодных правящему режиму людей. Мощная репрессивная машина, созданная Сталиным для ликвидации инакомыслия, в течение короткого времени загнала в лагеря около полутора миллионов человек. Из них почти семьсот тысяч было расстреляно…
"Не скоро совершается суд над худыми делами, - говорит Екклесиаст. - От этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло". Власть не только старательно выискивала и жестоко наказывала "врагов народа". В своей неуемной злобе она изобретала все новые, самые дикие способы обвинения. Печально известная 58 статья УК РСФСР породила такое понятие как "член семьи изменника Родины" (ЧСИР). "Благодаря" этой страшной формулировке можно было без особых разбирательств арестовывать и лишать свободы на срок до 10 лет членов семьи осужденного.
О трагической судьбе первого руководителя ЕАО Иосифа Либерберга я уже рассказывал на страницах "Биробиджанер штерн" в публикации "Жизнь, прерванная на взлете". Напомню, что он был ложно обвинен в участии в "контрреволюционной троцкистско-террористической организации, осуществившей 1 декабря 1934 года злодейское убийство Кирова", и расстрелян 9 марта 1937 года. Но, к сожалению, я практически ничего не знал о семье Либерберга. Было известно лишь, что жена Иосифа, Надежда, как член семьи изменника Родины, была репрессирована и отправлена в Акмолинский лагерь на долгие восемь лет...
Почти три года, работая над монографией о Либерберге, я не оставлял попыток отыскать его родственников. Обрывочные сведения говорили о том, что они, возможно, проживают в Украине. Однако найти их там мне долгое время не удавалось. Помог случай.
В поисках информации об Иосифе Либерберге, его внучка Ирина Новицкая, которая, как выяснилось, действительно живет в Киеве, вышла на сайт издательского дома "Биробиджан". Прочитав в "Биробиджанер штерн" публикации о своем дедушке, она сама написала письмо в редакцию газеты, а затем и автору этих строк. Ее рассказ открывает биробиджанцам еще одну страницу в трагической истории жизни первого руководителя области.
"Это волшебное слово Биробиджан знаю от рождения, - пишет Ирина. - Это слово с самого детства ассоциировалось во мне с далекой и волшебной страной, которую строили мои дедушка и бабушка, и я чувствовала, что когда-нибудь должна туда приехать.
Я восхищена тем, что кроме меня кто-то еще сохранил память о моем дедушке, думаю, вы и сами можете себе это вообразить. Я выросла с сознанием того, что являюсь потомком необыкновенного человека, но была уверена, что не осталось никого, кроме меня, кто сохранил о нем память. Поэтому трудно описать, какое эмоциональное потрясение я перенесла, когда из ссылок в Интернете узнала, что о дедушке помнят и пишут!
Моя мама, Тамара Иосифовна, умерла 10 лет назад. Меня в основном воспитывала бабушка Надежда Абрамовна, от которой я и узнала о дедушке. Она изредка рассказывала мне отдельные эпизоды из их жизни, описывала различные картинки их прошлого, и в конце рассказа, когда речь заходила об Иосифе, моя мама начинала рыдать, а бабушка успокаивала и вытирала ей слезы. Бабушкины же слезы были уже давно пролиты за долгие годы сталинских лагерей. Я крепко обнимала их и тоже плакала, тогда еще не понимая до конца, что происходит с ними, что заставляет их так переживать..."
Это письмо Ирины звучит как крик души и наконец наступившая возможность излить накопившиеся за много лет чувства. Она считала, что жизнь ее дорогих и любимых бабушки и дедушки - глубоко личная, только ей принадлежащая тайна. Но оказалось, что судьба ее предков - это часть истории еврейского народа, истории создания Еврейской автономной области, в которой фигура Иосифа Либерберга становится все более известной, а его роль в становлении и развитии автономии более значимой.
Наш разговор о трагических судьбах Иосифа Либерберга, его жены Надежды, пережившей лагерные драмы, их дочери, оставшейся на долгие годы сиротой, возвратил Ирину в прошлое. Воспоминания о детстве, где рядом с ней были самые близкие люди - бабушка и мама, заставили ее заново пережить драматические минуты. Она решила выразить свои чувства, отправив мне, а значит нам, биробиджанцам, свое послание.
"Мы пришли в этот мир благодаря нашим предкам. Мы несем в себе частицу каждого из них. Они жили для нас, и они живут теперь в нас... Я надеюсь вспомнить обо всех моих родных и собрать, хотя бы виртуально, через много десятилетий всю нашу семью вместе.
О семье я знаю немного: маму Нади и ее сестры Софьи звали Фридой. Она была замужем за зажиточным сахарозаводчиком Абрамом Гольдштейном. Фрида покинула своего мужа, прожив с ним не более пяти лет, так как пожелала учиться. Муж был категорически против обучения женщин, поэтому Фриде и пришлось бежать из дому, захватив обеих своих крошек. Она выучилась на акушерку и всю жизнь посвятила этому великому делу - содействовать появлению на свет новой человеческой жизни.
Фрида жила в семье брата, у которого было много своих детей, в основном мальчиков. Надя прекрасно училась в гимназии, но в свободное время отчаянно бедокурила, пытаясь нисколько не отставать от сорванцов-братьев. Особым шиком у них считалось залезть в чужой сад, нарвать яблок и угостить ими позже хозяина этого сада. Близкие звали Надю "Нюшей". В округе все соседи знали, что Нюшин дядя, не разбираясь, оплачивал остекление выбитых окон, так как считал весьма вероятным, что сделали это его племянница или сыновья.
Однажды Нюшу украли цыгане. Когда девочка пропала, поднялся переполох. Кто-то подсказал дяде, что цыганский табор, стоявший неподалеку, быстро снялся с места и исчез. Дядя организовал настоящую погоню и, настигнув цыган, обнаружил среди них свою племянницу, весьма счастливую и радостную.
Когда девочку забрали, на перекрестке долго стояли и плакали, обнявшись, две женщины - Фрида и немолодая цыганка, не желавшая расставаться с девочкой, в которую буквально влюбилась. Она говорила, что никогда не слышала такого голоса и не видела, чтоб кто-то так танцевал! А потом она еще долго рассказывала Фриде о том, какая судьба ждет эту необыкновенную девушку…
Все, кто знал Нюшу, попадали под очарование ее необыкновенной личности - веселая, задорная красавица, не по-женски сильная и ловкая. Она была центром притяжения семьи и всех окружающих. У Нюши было потрясающее "оперное" контральто, и она постоянно распевала арии, занимаясь домашними делами.
Любовь своей жизни моя бабушка встретила почти случайно: она поехала погостить к своему отцу, а через город в этот момент проходили военные формирования. Так судьба столкнула моего дедушку Иосифа Либерберга с моей бабушкой Надеждой Абрамовной. Они сразу безумно увлеклись друг другом.
Отец Нюши с первой же минуты не одобрил такого знакомства: Иосиф был юношей незаурядным, что и говорить, но выходцем из иного круга, а значит, совсем не пара его чудо-дочери! Но разве могло иметь значение мнение отца для Нюши в подобном вопросе?
Все решилось сразу и навсегда! Огромного роста, молодой, красивый и необыкновенно талантливый юноша был под стать моей бабушке своей неуемной энергией, азартностью и веселым нравом.
Мою бабушку Иосиф обожал, считал авторитетом во многих вопросах, баловал подарками. Но обновы не попадали в зону внимания моей бабушки: она могла завести подруг в дом, открыть шкаф и раздарить им свои наряды, которые Иосиф с гордостью привозил из заграничных командировок. А вот в шахматы, шашки Нюша могла играть запоем и, конечно, общаться, петь, работать, жить она любила так страстно, как никто другой.
Нюша рано вышла замуж и родила дочку Тамару - мою маму, которую сразу стали называть Тасей, так как, во-первых, у нескольких знакомых дочки тоже оказались Тамарами, а во-вторых, грассирующему Иосифу Тасей называть дочку было проще.
Нюша была учителем истории в школе, и работу свою очень любила. Иосиф был поглощен своей деятельностью еще больше. Ребенком занимались фребелички (дорев. назв. воспитательницы детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля - И.Б.), родная сестра Нюши Соня и иногда бабушка.
Так как в то время считалось, что детей вредно рано учить читать, никто не затруднял себя обучением Тамары чтению. Но произошло чудо - моя мама в три года сама выучилась бегло читать и начала тайком от своих педагогов-родителей проглатывать книгу за книгой из огромной папиной библиотеки! Она была на этом однажды поймана и наказана, но не была "сломлена" - на всю жизнь у нее сформировалась стойкая страсть к чтению и стойкая ненависть к любым играм, вроде шахмат и шашек, в которые играли родители! А еще мама оказалась "вундеркиндом" - школьную программу проходила очень быстро и "перепрыгивала" через классы…
...Когда в 1937-м зятя Фриды расстреляли, а дочь отправили в тюремный лагерь, бабушка заменила внучке родителей, помогла ей не только выстоять, но и закончить школу, чудом поступить в университет (детям репрессированных путь к учебе был практически закрыт). Родоначальница нашей семьи исполнила свою роль достойно!
Будучи оскорблена своей страной, она сохраняла достоинство и патриотизм: в преддверии войны Фрида не разрешила Тасе продать государственные облигации. "Девочка моя, нехорошо требовать от страны деньги в тот момент, когда стране тяжко", - сказала она тогда внучке. Вот такая она была гордая и несокрушимая!
В первые же дни войны Фрида буквально "вытолкала" внучку из Киева. "Молодой еврейке не место там, где есть немцы", - изрекла бабушка. Быстро выдав ее замуж за сокурсника из Донецка, она отправила Тасю с мужем на восток. Боже, как она оказалась права: она спасла Тасю, и тем самым сохранила весь наш род!
При этом сама Фрида не сдвинулась с места, считая, что должна сохранить семейное гнездо. "Мне, старой, тут ничего не грозит", - успокаивала она при отъезде внучку. Фрида не покинула Киев и погибла в Бабьем Яре во время войны с десятками тысяч других евреев. Она отправилась туда, сопровождаемая Тасиной собакой Венкой - шотландской овчаркой, которая отказалась оставить свою хозяйку…
Редкие письма, приходящие из лагеря, повествовали о тяжелой судьбе, выпавшей на долю Надежды и тысяч таких же, как она, невинных женщин, которым приходилось строить, обрабатывать землю и просто работать, чтобы выжить. Начальник лагеря, куда попала Надежда, не знал, что делать с этими удивительными, умными и красивыми женщинами, непонятно как оказавшимися втянутыми в страшную сталинскую мельницу репрессий. Он переживал и не понимал, за что их постигла такая участь.
Надежде через какое-то время предоставили возможность вести занятия для детей других узниц в импровизированной школе. Одну из девочек, Майю Богданову, дочку заключенной москвички, она буквально "удочерила" и забрала с собой, когда смогла выйти на волю. На Нюшины уроки по немецкому языку приходил и сам начальник лагеря.
Освободившись из лагеря, Нюша не имела права ни работать, ни жить в большом городе - Киев был для нее закрыт. Тася нашла работу преподавателем физики в Житомирском педагогическом институте и забрала маму, которую она просто обожала...
... Бабушка была удивительной по силе характера личностью, равной которой я в своей жизни не встречала. Мне было 12 лет, когда я ее потеряла. Эти юные годы, проведенные с ней, оставили в моей памяти неизгладимый след. Рассказы бабушки о жизни и трагической судьбе ее мужа, моего деда, которого я никогда не видела, но, казалось, хорошо знала и полюбила всем сердцем, стремилась быть похожим на него, стали для меня глубоко личным состоянием души. Это проявлялось во всем: и в работе, и в отношениях с людьми. Образ дедушки присутствовал рядом со мною постоянно, и именно осознание этого, возможно, и дает мне смелость всегда поступать самостоятельно, нестандартно. Я говорю об этом специально, потому что думаю, что это и есть определяющий фактор в моей жизни".
Иосиф Бренер
«Биробиджанер штерн»
15 (14208) 02.03.2011
Мой старый товарищ Леонид Школьник (бывший биробиджанец, редактор интернет-журнала «Мы здесь, Иерусалим) никогда не звонит без причины. И в этот раз, увидев в Скайпе знакомое имя, я понял, что он сообщит что-то важное. Так и было. Взволнованно и торопливо Леонид сразу перешел к теме: «Вчера переслали письмо от Марата Носова из Москвы. Он прочитал у меня на сайте твои публикации о Либерберге. Оказывается его мать — Анна Носова, сидела в одном лагере с Надеждой Гольдштейн, женой расстрелянного Либерберга. Они были, как он пишет, подругами. Носов после войны был у них в гостях в Киеве и встречался с Надеждой. Тебе это интересно?».
Наверное, мало сказать, что это заинтересовало меня. В книге «Страна Биробиджан» семье Либерберг я посвятил первый рассказ, где были приведены воспоминания Ирины Новицкой о ее бабушке — Надежде, которая восемь лет провела за колючей проволокой в Акмолинском лагере. В дни празднования 80-летия ЕАО Ирина приезжала в Биробиджан и губернатор Александр Винников передал ей атрибуты почетного звания «Почетный житель Еврейской автономной области» — высшей награды области, присвоенной ее деду Иосифу Либербергу посмертно.
Ирина была еще ребенком, когда бабушка вернулась из лагеря, поэтому она не много могла поведать о событиях тех лет. Я понимал, что знакомство с Маратом Носовым может открыть еще одну страницу истории семьи Либерберг. Леонид сбросил мне адрес и через несколько минут я разговаривал по Скайпу с Маратом Ивановичем Носовым, которому 87 лет.
Взаимный обмен информацией был для нас обоих весьма полезным. Удивлениям не было предела, так как открывались новые подробности об уже известных нам событиях, которые подтверждали и раскрывали целый ряд фактов из истории семьи Либерберг, а также ввели в близкий круг этой семьи репрессированную по аналогичной политической статье Анну Носову и ее родных.
Марат Носов — ветеран войны и труда, в молодости был репрессирован, впоследствии реабилитирован, написал ряд статей и рассказов об истории своей семьи. В его опубликованных на сайте Проза.ру работах я нашел неизвестные мне подробности из жизни семьи Либерберг. М. Носов долгие годы искал родных Иосифа Либерберга, чтобы, как он написал в одном из своих писем, «... отдать должную благодарность смелой и благородной, удивительной судьбы женщине — Надежде Абрамовне Гольдштейн-Либерберг». Приведенные ниже цитаты и выдержки из его опубликованных работ, личные комментарии, а также ответы на мои вопросы легли в основу этого рассказа, продолжающего повествование о семье Либерберг.
Драма и трагедия семьи Носовых оказалась очень схожей с историей семьи Либерберг. Глава семьи — Иван Носов, был хорошо известным в 1920 — 1930-х годах партийным руководителем, которого партия направляла на различные участки работы — в Воронеж, Пермь, Тверь, Крымский обком, Московский окружком, Ивановскую область. В августе 1937 года И. Носов был арестован и расстрелян как враг народа. Через два дня после его ареста была задержана его жена Анна и приговорена как член семьи изменника Родины к восьми годам исправительных лагерей. Она сидела в одном лагере и жила в бараке вместе с женой Либерберга — Надеждой.
Прах их мужей — Иосифа Либерберга и Ивана Носова — был захоронен в одной братской могиле № 1 на Донском кладбище в Москве, где покоится 4259 человек.
Детей Анны — Марата и Майю, которым было девять и семь лет, после ареста мамы сотрудники НКВД привезли ночью в московский Свято-Даниловский монастырь, специально переоборудованный в детский приёмник-распределитель. Их разместили, как и других детей репрессированных родителей, в раздельных бывших монашеских кельях — девочек и мальчиков отдельно. Майю, заболевшую скарлатиной, с высокой температурой сразу отвезли в больницу. За несколько недель в приёмнике-распределителе о ней забыли, чем воспользовалась сестра Анны, Варвара, которая забрала девочку в свою семью. В течение нескольких недель дети лишились отца, на долгие годы они потеряли связь с матерью. Государство и судьба-злодейка разлучили детей почти на десять лет, оборвав, после трагической смерти Варвары, последнюю ниточку надежды найти друг друга.
После разговора с Маратом Носовым мне удалось связаться с Ириной. Я пересказал ей подробности этой беседы. Эмоции переполняли Ирину. Она заново переживала события тех лет, вспоминая фамилии знакомых ей людей, встречи и разговоры. Конечно, речь зашла и о тех событиях, которые были связаны со встречей двух женщин, поневоле оказавшихся в одном месте на долгие годы. Судьба свела их, как и тысячи других женщин, получивших в простонародье какое-то африканское имя — АЛЖИРцы (Акмолинский лагерь жен изменников Родины), и упекла туда на долгие годы, оторвав от семьи, детей, родных и близких.
Нахлынувшие воспоминания открыли в памяти Ирины Новицкой целые сцены событий прошлых лет. «Я хорошо помню, — рассказывала мне она, — хотя была маленькой, небольшую комнату, которая представлялась мне в то время целым миром — 40 квадратных метров, заставленную какой-то старой мебелью. И в каждом закуточке жили мои родные: моя мама, папа, бабушка, ее сестра. Они проживали там нелегально, так как бабушке, после восьми лет лагерей, жить в Киеве запрещалось. Маме предоставили работу в Житомире и мы переехали туда с бабушкой. Только когда ее реабилитировали, она стала жить там на законном основании, а так — пряталась у друзей и знакомых.
В моей памяти остался рассказ мамы о поездке в Акмолинский лагерь на свидание к своей маме. Пока ехала в поезде ее ночью ограбили —украли теплую обувь, пальто, личные вещи и посылку, что собрали. Дело было зимой, а в Казахстане зима очень холодная. Она приехала в лагерь почти раздетая, у нее только было ватное одеяло, которое бабушка сама сшила из кусочков тряпочек и она должна была передать его своей маме.
Это одеяло мне очень хорошо запомнилось, так как меня, когда я была маленькой, мама им укрывала. Тамара пошла на прием к начальнику лагеря С. В. Баринову в легкой курточке, которую ей дал кто-то из попутчиков, и объяснила, что везла передачу маме, которую украли, и осталось только одеяло. Он, узнав, что случилось с ней в дороге, помог организовать жилье в соседнем поселке, покормил и дал свидание с мамой. Начальник лагеря был человеком необычным, учитывая его должность. Бабушка потом рассказывала нам, как по его инициативе отделили женщин, сидевших по этой политической статье, от остальных заключенных, сидевших по уголовным статьям. Когда в лагере открылась школа, мама там преподавала историю, немецкий язык. На ее уроки приходил и сам Баринов».
В воспоминаниях Ирины Новицкой и Марата Носова о Сергее Баринове, начальнике лагеря, где сидели их родные, я услышал много добрых слов. Его назначение в лагерь в январе 1939 года и отношение к заключенным, сидящим по этой статье, в тот период времени могли закончиться для него расстрелом. Действительно, история повествует нам почти легенду о его судьбе, работе, которая выходила за рамки предписанных отношений между начальником и заключенными. Его имя вспоминали, как оказалось, многие бывшие заключенные Акмолинского лагеря. Он стал для жен «изменников Родины», чьи мужья были расстреляны по приказу Сталина, наверное, единственным, к кому они могли в своем страшном горе обратиться с какой-либо просьбой.
Сергей Васильевич Баринов, или как его называли между собой «зечки» — «Валерьян Валерьянович», имея в виду в основе этого доброго прозвища простую валерьянку, еще в молодом возрасте получил высокий чин начальника управления НКВД Калининской области — генеральская должность. Ему прочили большую карьеру. Когда в 1937 году начались массовые репрессии, С. Баринов усомнился в правомерности творящегося беспредела с арестами и расправами над людьми. Он написал рапорт в Москву о том, что происходит страшная ошибка. Его чудом в то время не посадили и не расстреляли, но он был понижен в звании и отправлен в Казахстан начальником Акмолинского лагеря. Баринов вместе с супругой как могли облегчали участь невиновных женщин, чьи мужья были расстреляны или посажены на долгие годы в лагеря. В те предвоенные годы в этот лагерь попадали и беременные женщины, и это тоже была для него проблема, которая с трудом, но решалась через Москву.
Когда в бараках кто-то из сидевших женщин получал страшную весть о расстрелянном муже или умершем ребенке, начинался плач, переходящий в вой, который подхватывался в других бараках, охранники вызывали Баринова, так как они не могли их успокоить. Он шел к ним один и утешал как мог, объясняя рыдавшим женщинам, что все обойдется, скоро они возвратятся домой, в семью, к детям. Одна из зэчек, в прошлом врач-педиатр, личный врач Фрунзе, подала Баринову идею устроить в лагере больницу и детсад. Разрешили. Так матери остались рядом с детьми. По его обращению в Москву было принято решение не считать малышей, рожденных в АЛЖИРе, «врагами народа»... Они вырастали, шли в школу и обучались в одних классах с детьми надзирателей.
Несколько лет назад Дарья Виолина и Сергей Павловский сняли документальный фильм «Мы будем жить», который рассказывает о страшной участи этих удивительных женщин. Дарья Виолина снимала фильм для собственной семьи, в память о бабушке, узнице АЛЖИРа. Она показала крупным планом в кадре и Сергея Баринова, который так и остался жить в Казахстане, в поселке, в невзрачном домике. Седой старик на экране тихо говорит: «Я никогда не веровал, что они — изменницы и супруги изменников. Никогда не веровал!». Бывший начальник АЛЖИРа спрашивает с экрана: «Как так случилось? Где была партия, где были люди? Почему никак не могли осознать?»
Примерно в 1989 году, когда началась вторая волна разоблачений тоталитарного режима, над Бариновым решили устроить трибунал чести. Он обратился за помощью к «своим зэчкам». На его защиту поднялись все оставшиеся в живых узницы Акмолинского лагеря.
Теперь Акмолинск столица Казахстана, Астана. На месте бывшего лагеря создан Мемориал узницам АЛЖИРа. Президент Казахстана Н. Назарбаев на его открытии сказал: «Ни в какой стране мира не поступали настолько беспощадно с семьями противников режима, вся вина которых была только в том, что они честно служили тому режиму. Наши власти убивали собственный народ! Женщин и детей ссылали в голую степь, обрекая на голод, заболевания, мучения, смерть только поэтому, что они — родственники ранее репрессированных».
Марат Носов мне рассказал, что ему дважды приходилось встречаться с Сергеем Бариновым. Первая встреча состоялась весной 1946 года. Марат только вернулся из Харбина, где закончилась его военная дорога. Поездка в Акмолинский лагерь на свидание к матери запечатлелась в его памяти на долгие годы. С некоторой горечью говорил он мне, что начальник лагеря принял его в небольшом кабинете административного здания, расположенного рядом с лагерем и отнесся к нему дружелюбно, но отказался дать свидание с матерью. Он сказал, что заготавливая камыш, мать серпом сильно порезала ногу и рана вызвала серьёзное осложнение — заражение крови. Баринов объяснил, что ее состояние в те дни было критическим — высокая температура, периодическая потеря сознания и считал, что ей ни в коем случае нельзя волноваться, пенициллин в лазарет он привез, и его уже начали колоть.
В рассказе «Свидание через дверную щель» из книги «Шаги по земле» М. Носов подробно описывает, с какими чувствами, почти на грани нервного срыва ему удалось увидеть свою мать через чуть приоткрытую в лазарете дверь.
Выйдя из зоны, Марат зашел к Баринову попрощаться. И здесь он получил еще один подарок судьбы. Начальник лагеря дал ему записку с адресом и сказал, что там, может быть, он найдет подругу мамы — Надежду Гольдштейн-Либерберг, которая уже освободилась из лагеря, и, возможно, у нее живет его сестра Майя.
Марат рассказывал мне: «... У меня перехватило дыхание от этой вести, я не знал, что мне ответить Баринову. От волнения слезы побежали по щекам, я подошел к нему взял листок с адресом, крепко пожал ему руку, что-то прошептав про себя, и едва слышно выговорил «спасибо». Мы, как солдаты обнялись, я услышал, как колотилось мое сердце от эмоций, переполнявших мои чувства, — наконец, нашлась моя сестра.
— Все будет хорошо. Даст Б-г, выздоровеет твоя мать и встретишь ты свою сестру, — сказал мне Баринов на прощание.
— Я уже больше ничего не смог ему ответить, повернулся и вышел из кабинета. В тот же день я покинул этот страшный «АЛЖИР». Дальше мой путь лежал в Киев, куда я получил направление на учёбу в танковое техническое военное училище, но, пожалуй, главное для меня было — найти мою сестру, Майю».
Жизнь разлучила брата и сестру на долгие годы. Когда Марат и Майя стали старше они начали искать друг друга, и каждый из них предпринимал попытки разыскать свою маму. Марат рассказал мне, что только через год он узнал о поездке сестры в лагерь к маме. Весной 1945 года Майе пришло извещение, что мама осуждена и находится в Казахстане на 26-ой точке Карлага. Майя послала ей письмо и получила долгожданный ответ. После смерти Варвары у Майи близких родственников не осталось. Ей было тогда всего 15 лет, она одна поехала в столь дальний путь, к маме. Спустя почти восемь лет после разлуки дочь с матерью встретились в лагере. Марат ничего не знал об этой встрече, так как в то время он воевал на Дальнем Востоке, преследуя отступающие японские части.
Встреча с матерью в лагере, которую помог организовать Сергей Баринов, имела продолжение. Начальник лагеря помог Майе устроиться на квартире в рядом стоящем поселке, и она смогла ходить в школу, которая работала при лагере и встречаться с мамой. Тогда же мама познакомила ее со своей подругой — Надеждой Гольдштейн-Либерберг, которая преподавала в школе. Надя с Майей быстро подружились. Надежда предложила Анне отправить Майю к своей двоюродной сестре Таисии Дубицкой в Киев, где она смогла бы продолжить учебу в обычной школе.
Марат с некоторым напряжением в голосе говорил мне о событиях тех лет:
Тамара Либерберг. Фото, отправленное дочерью маме в лагерь. Подпись на обратной стороне: "Мамочка, а вот и я, снова. Несколько неудобно посажена, но в общем похожа. Худая из-за поворота головы (вытянувшаяся). Глаза закатила по приказанию фотографа. А в остальном тебе должно понравиться: ты сделала. Желала бы показать тебе оригинал. Целую, твоя дочь Тася. 6/VI45". Фото из семейного архива И. Новицкой.
Баринов Сергей Васильевич
Майя Носова. Фото из семейного архива И. Новицкой.
Надежда Гольдштейн-Либерберг с Майей и своей внучкой Ириной, 1956 г.
Фото из семейного архива И. Новицкой.
«Амурцы»: дело районного масштаба
«Биробиджан: мечты и трагедия»: работа над ошибками
Амбиджан-Биробиджан: история фотоальбома о 20-летии переселения
Били меня на допросах, и я все подписывал
Благослови, Господи, инородцев сих...
В списках репрессированных значились
Вот так у нас хранится советская граница
Других слов нельзя было услышать
За отсутствием состава преступления
И все-таки, 28-го, 29-го апреля или 2 мая?
Как убивали Тихона Писаревского
Когда еврейское казачество восстало: хроника одной провокации
Кто написал четыре миллиона доносов?
Кукелевский колхоз «Путь Ленина»-1938 г.
Мы ценим наши карательные органы
Мятежная «Чайка»: семь дней свободы
Новинский колхоз «Трудовая Нива»-1938 г.
Ограничиться наложением административного взыскания
Первостроители – «шпионы» и «вредители»
Повстанцы из колхоза «Путь Ленина»
Подлежит внесудебному рассмотрению
Последняя любовь комбрига Ржевского
При такой собачьей жизни хорошо живут только коммунисты
Приказ № 00135: мрачный юбилей
Следствие проводилось жесткими методами
— К тому времени мама уже стала чувствовать себя плохо, ее поместили в лазарет, силы покидали ее. В лагерных условиях все могло закончиться скорым концом. Мать уже мысленно приготовилась к смерти, но она не хотела и не могла представить себе Майю на своих лагерных похоронах. Она боялась за ее жизнь, за ее судьбу и согласилась отправить ребенка к чужим ей людям в Киев.
За восемь лет лагерной жизнь мама крепко подружилась с Надеждой. У них было много общего в прошлом раскладе жизни и на зоне они держались друг за друга все годы. Мама не могла не верить ей, отдавая свою дочь на воспитание. Надежда в день освобождения зашла проститься с мамой.
Она видела, что состояние ее было тяжелым, медсестра сказала, что, наверное, Анна долго не протянет. К тому же по приговору суда ей «светило» еще десять лет поселения.
Они понимали друг друга без слов. У мамы и сил уже не было, о чем-то просить. Надежда пообещала маме, что Майя будет ей как дочь и сдержала свое обещание. У Надежды Либерберг стало две дочери — Тамара и Майя, которые окончили школу, затем институты. Они подружились, и эта дружба продолжалась потом долгие годы, до самой смерти Майи.
Прощаясь, мама с Надеждой обнялись, понимая, что, может быть, уже больше никогда не увидятся. Перед отъездом из лагеря Надежда встретилась с Сергеем Бариновым и оставила ему, на всякий случай, адрес своей сестры в Киеве, где, возможно, сама будет жить, несмотря на запрет. Надежда надеялась, что Баринов сможет помочь Анне Носовой выздороветь и дала ему адрес, по которому ее можно будет найти. Она доверяла ему, понимая также, что он, обреченный безмерной властью в те годы, оставался очень порядочным человеком и не сдаст ее органам НКВД.
Историю этой последней встречи бывшей зечки с Сергеем Бариновым Марат услышал от своей сестры и Надежды Гольдшейн-Либерберг и изложил ее в своем рассказе «Святая Надежда из «АЛЖИРа». Шаги по земле»: «...Надежда Абрамовна, я теперь для вас не «гражданин начальник», а просто «товарищ». Можете называть меня по имени и отчеству, — начал разговор Баринов.
— Первое. Я прошу вас принять от меня покаяние за сверхчеловеческие страдания, которые пришлось перенести вам в руководимом мной лагере. Поверьте, в этом нет моей личной вины.
Второе. Восхищен вашей стойкостью, отношением к своим подругам и, особенно, к их детям, которых вы обучали в школе, созданной при вашем активном содействии в условиях лагерной жизни.
И последнее. По требованию действующего закона, лицам, освобожденным из нашего лагеря, запрещено жить в 39 городах, таких как: Москва, Ленинград, Киев и другие. В справке «Об освобождении», по которой вы будете получать паспорт, должен быть проставлен штамп «39», который переносится и в паспорт. Мной дана команда в вашей справке этот штамп не проставлять.
Надежде Гольдштейн, возвратившейся на старое местожительство — в Киев, не помог «подарок» Баринова: бюрократический заслон не позволил воспользоваться им. Но она осталась жить в Киеве и содержать свою дочь Тамару и Майю, как обещала подруге по лагерю Анне Носовой».
В первый день нашего долгого общения по Скайпу Марат Носов поведал мне и о встрече с сестрой. Это произошло в Киеве в начале лета 1946 года.
«Все в тот день было удивительным, — вспоминал Марат Носов. — Доехав по указанному адресу, — на улицу Пушкинскую, я стал оглядываться по сторонам, не зная, где расположен дом № 41. И тут рядом со мной остановилась девушка лет двадцати, пристально рассматривая меня. Мне захотелось почему-то у нее спросить в какой стороне улицы этот дом.
— Пойдёмте со мной, я вас провожу, — ответила она и тут же добавила: «А вас звать, наверное, Марат, и вы идёте в наш дом к Гольдштейнам, к моей маме и своей сестре Майе? — вдруг заявила она.
Я удивился и словно остолбенел, стал сам внимательно ее разглядывать, не понимая, что происходит.
— Вы всё правильно сказали, но откуда вам известно, кто я, куда и к кому иду, если вас я вижу в первый раз, а о своих намерениях никому не говорил? — сгорая от любопытства, спросил я.
Чуть покраснев, моя случайная встречная объяснила:
— В вашей телеграмме всё сказано: кто вы, зачем едете в Киев, даже была дата и время приезда, а ваша военная форма, возраст и некоторая схожесть со своей сестрой, и, наконец, номер дома, о котором вы спросили, — подсказало, что вы и есть Марат, которого мы ждем. А наша встреча на улице — это просто совпадение, — сказала она и, протянув мне руку, добавила, — давайте знакомиться, — Тамара, но в семье меня зовут Тасей: так проще.
Моему удивлению не было предела, и я восхищенно сказал ей: «Вы уникальная девушка, и я очень рад с вами познакомиться».
Дверь нам открыла мама Таси — Надежда Абрамовна Гольдштейн-Либерберг. Как мне потом стало известно, она была вдовой Иосифа Либерберга — государственного и политического деятеля, учёного, первого руководителя Еврейской автономной области на Дальнем Востоке России — Биробиджана. Её муж подвергся клевете, репрессиям и расстрелу в 1937 году.
На вид Надежде Абрамовне было не более пятидесяти. Лагерная жизнь наложила свой отпечаток на ее лицо, но добрые материнские глаза продолжали излучать красоту той молодой женщины, какой она была запечатлена на фотографии с мужем, десятилетней давности, висевшей на стене. Обняв меня как родного сына, Надежда Абрамовна подозвала к нам мою сестру Майю. Она стояла в стороне, недоверчиво рассматривая меня. Чувствовалось, что она не может совместить детские воспоминания о брате и стоящего перед ней молодого человека в гимнастерке с медалями.
— Маечка, детка моя, подойди сюда: это твой братик, Марат, приехал к нам, чтобы встретиться с тобой и со всеми нами.
Она взяла Майю за руку и подвела ко мне.
Мы обнялись и прижались щеками друг к другу.
Оцепенение с моей сестры стало спадать, она уже внутренне поняла, что я и есть ее родной брат, начала рассматривать и трогать руками медали на моей гимнастерке.
— Дети, пора обедать, прошу всех к столу, — объявила хозяйка. Мы вошли в небольшую комнату и сели за обеденный стол, на котором стояла немецкая трофейная кастрюля с жидким супом из пшённой крупы.
«Крупинка за крупинкой бегают с дубинкой», — мелькнула мысль в моей голове, и я сразу осознал, в какой бедности первых послевоенных лет живёт эта семья.
Рядом с кастрюлей стояла хлебница с четырьмя тоненькими ломтиками хлеба: ровно по количеству людей, сидевших за столом. Здесь же на большой тарелке с красивой старинной росписью лежала варёная картошка, тоже по количеству едоков.
Надежда Абрамовна разлила всем суп и, глядя на меня почему-то, глубоко вздохнула, потом взяла кусочек хлеба из хлебницы и положила рядом с моей тарелкой.
Еще по дороге Тася рассказала мне, что её маме жить в Киеве, после отбытия срока заключения, запрещено. Они нелегально, без прописки, проживали в квартире её двоюродной сестры. На работу устроиться по своей специальности учительницей мама не может, хлебных и продуктовых карточек ей не дают, — поведала мне девушка о проблемах семьи.
Я смотрел на стол и сидевших вокруг него людей, и у меня словно что-то словно защемило в душе. Отодвинув от себя тарелку с супом, я встал и вышел из комнаты в коридор.
— Марат, ты куда собрался, тебе не понравился наш обед, ты уже уходишь? — спросила хозяйка, поспешив за мной.
— Что Вы, Надежда Абрамовна, — я обнял её как свою мать и прикоснулся рукой к её волосам, подернутой сединой.
— Тут у меня в вещмешке есть продзапас: получил, когда приехал в Киев. Хорошее дополнение к нашему обеду будет. Я стал доставать свой сухой паёк — буханку ржаного хлеба, две банки мясных консервов, копчёного леща и пачку кускового сахара.
Когда все это разместилось на столе, Надежда Абрамовна долго смотрела то на стол, то на меня, её глаза стали влажными. Она достала платочек и аккуратно вытерла уголки глаз.
— Марат, дорогой, извини меня. Мы не можем принять твой паёк, — повторила она несколько раз, покачивая головой. Я спокойно достал из кармана гимнастерки несколько десятков продовольственных талонов, полученных вперед на два грядущих месяца, убеждая ее, что мне одному этих талонов вполне хватит.
— Она встала, подошла ко мне и обняла по-матерински ласково, чуть прижав к себе, погладила по голове, отчего у меня мурашки побежали по телу. Почти десять лет материнские руки не прикасались ко мне.
— Большое спасибо тебе, сынок, — сказала она тихо, — наш дом для тебя всегда открыт.
— После шикарного по тем временам обеда мы остались в той же комнате, где обедали, и я услышал историю юности моей сестры, услышал про обретенную любовь и заботу в семье Надежды Гольдштейн, которая взяла на воспитание Майю, думая, что ее мать не выживет. Но моя мать не умерла, она выжила всем смертям назло».
Марат Носов рассказал мне также и о второй встрече с Бариновым — в Москве, в конце семидесятых годов. В один из дней мама спросила Марата, не хочет ли он сходить с ней на встречу к своей знакомой, где будет Сергей Баринов. Так он случайно оказался в одной московской квартире, где собрались шесть женщин, бывших узниц АЛЖИРа и его бывший начальник. Они долго сидели в тот вечер за столом, вспоминая годы репрессий.
Еще не раз после тридцать седьмого года власть в нашей стране, используя насквозь лживые обвинения в инакомыслии, навешивала ярлыки — космополиты, пятая колонна, — сажая и расстреливая невинных людей. Марат чувствовал, что память прошлого — словно тяжелый груз давила на бывшего начальника Карлага. Баринов знал, читая личные дела заключенных, имена, фамилии, биографии многих прекрасных и невинных узниц АЛЖИРа. Они попадали в лагерь по одной статье, у них не было возможности что-то изменить в судьбе. Они были великомученицами, которых еще при жизни надо было причислить к лику святых! Почему церковь не встала на их защиту, почему эти женщины, отверженные властью и скрепленные сталинской печатью ЧСИР, должны были пройти через этот ад? Почему не звучат фамилии и имена мужей и жен, репрессированных государством, в списках праведников, зачитываемых на великие праздники Православных мучеников и в Йом Кипур? Нет ответов у меня на эти вопросы, как и не было их много лет назад у Сергея Баринова, одного из бывших служителей власти.
Я надеюсь и верю, что как сказано в книге Притчей Соломоновых: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (гл. 10.7).
Надежда Гольдштейн-Либерберг, уезжая с зоны, пообещала своей умиравшей подруге Анне Носовой, что заберет к себе в семью ее дочь Майю. Б-г в этот раз увидел страдающую невинную душу, он вдохнул в Анну жизнь, и она выздоровела, ступив, было одной ногой через порог смерти.
Спустя почти восемнадцать лет (страшно даже подумать!) Анна вышла из заключения и встретилась со своими детьми. Последующая реабилитация не вернула ей потерянной жизни, в которой не было мужа, материнской любви к детям. Марат Носов на всю жизнь запомнил святую женщину, ставшую его сестре второй матерью, он сохранил в памяти прошлую жизнь, где добро всегда побеждало зло. Мудрый Царь Соломон знал смысл и цену слов: «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов». (гл. 14.34.)
Иосиф Бренер